Веневския древности, Гедеонов 1852г

Д.Г. Гедеонов, 1852 год.

ВЕНЕВСКИЯ ДРЕВНОСТИ.

«Благословите, братцы, старину сказать» Эпиграф Сахарова в Сказаниях Русского Народа.

Из числа одиннадцати городов Тульской губернии Венев, занимающий с своим уездом северовосточный уголок в ?994 квадратныя версты, ни в чем не отличается от прочих одно губернских собратий. То правда, что уездные города и других губерний, за весьма немногими исключениями, образовавшимися вследствие резких географических или этнографических особенностей, имеют одно поличье и склад. Церкви три каменныя, да две деревянныя; домов пять под железом, да сотни две с соломенными крышами; десяток улиц с переулками и три, а иногда и более, пустоши, величаемых площадями, где в скромных лабазах совмещены все предметы торговли: деготь с чаем и помадой, соль с сахаром и винами, сукны, ситцы, материи рядом с мясною провизией. Таких между городами, где существовали бы особые, им одним принадлежащие источники или способы городской промышленности, так не много, что их можно пересчитать по пальцам.
Боясь далеко зайти на поприще современной цивилизации, наш Венев себе просто город, как город; на право дома, на лево дома, а между ними улицы: в нем даже нет таких производств которыми, бывало, не в шутку занимались и не даром славились некоторые из городов, напр. Муром калачами, Вязьма, пряниками, Углич толокном. Не даром злоязычные соседи проложили о Веневе, будто его объезжают за пять верст и цыгане.
Совсем иной характер и значение имеет Венев, относительно древностей своего уезда, известных, или еще скрытых в городищах, курганах или других сохранившихся насыпях. Древности эти тем многочисленнее, что Веневский уезд по направлению на юговосток пересекает линия Брянско-Муромских укреплений или засек, разделяя его на две части, из которых ближайшая к Москве как реже подвергавшаяся опустошениям, а по дурной почве – и распашке, сохранила не мало окопов в своем виде. Впереди этой линии, где хозяйничали татарские наездники, осталась, так сказать сакма их набегов и воспоминание народных погромов: но непочатые груды древняго оружия и вещей сберегаются в городках и насыпях по опушке Веневской и Каширской засеки. Сюда, искатели древностей и кладов! Хотите ли порыться в земле с ученою целию, и находками дополнить пропуски Истории? Мы встретим вас с улыбкою, как гостей столичных с высокими взглядами. Но если вы при своих поисках не найдете котлов с рублевиками и боченков с золотом и каменьями самоцветными: то, валлах, биллах, мы проводим вас улыбкою сожаления. Проповедуйте там, что золото прах и тлен, или что оно ценно, как средство к удобствам жизни, и что для вас дороже железо и хлам, если с помощию их можно воскреситьбылую жизнь народа или дополнить пробел в какой нибудь науке. С целию указать положение и отчасти значение сохранившиеся памятники для тех, которые бы, вопреки мнения большинства решили содействовать современным изысканием отечественных ученых, бросим взгляд на Веневския древности, сделавшияся нам известными.
Предки наши деятельно заботились защите домашняго права и семейства от набегов неприятеля. Отсюда большая часть окопов и уцелевших укреплений: отсюда курганы и насыпи. Отсюда ведут начало и засеки, устроенныя, сколько известно, около 1595 года под дирекцией Годунова. «По Боброку (в Белевском уезде), сечена лесом засека, и надолбы к реке Оке поставлены были, и остроги, и ров копан, и в воде по речке по Боброку честник колье дубовое, вострое, в колоды ставлен.(I). (I – Книга к большому чертежу стр. 115. Из за сих то укреплений выпускаемы были в открытыя места передовые отряды для добывания языков и некотораго предупреждения опастности. Нередко опытные соглядатаи, как и я новобранец в делах старины, напав в степи на след дикаго табуна и приняв его за сакму Татарских наездников, давали условные сигналы и через то распространяли по линии тревогу. Им прощали ошибки по уважению их усердия, да простят же и мне добрые соотчичи, в случае фальшивой тревоги относительно древностей, по внимании к новости предмета и скудности средств.
И так к делу.

По линии Брянско-Муромских укреплений известны следующие городища и древности:

1., Городенецкое городище находится близ села Городенца и деревни Ольховца, в двух верстах от села, на углу казенной засеки, образуемом при повороте ее на север, по направлению ближней речки Веневки. Место называемое городищем, поросло кустарником и, кроме трех ям, никаких признаков не имеет. Народная молва указывает на дне одной из ям место богатого клада, который однакож не каждому даться может, а только избраннику. Недавния кладоискатели дорылись до огромнаго камня и, не одолев препятствие, оставили заманчивый труд. Место это, как уверяют, верст на пятнадцать в окружности было подарено одному из Засецких за храброе отражение татарских хищников. Он, будтобы, заложив в Городенеце церковь, думал устроить крепость и город. Кстати, о церкви. Она во имя Смоленской Божией Матери с приделом Святителя и Чудотворца Николая, каменнаго здания, Византийскаго стиля, древнейшей кладки. Лет пятьдесят назад церковь эта имела весьма узкия окна с чугунными подокониями, из которых одно с надписью о времени построения оной долго сохранялось у Г. Соколова, стариннаго ценителя подобных редкостей. Надглавные кресты счетом восемь, железные с цепями и полумесяцем в основании, с небольшими медными крестами в средине, очень древней работы. На колокольне до 1849 года висел колокол с латинскою и немецкою надписью, литый в Стокгольме в 1646 году. Записок или рукописей о времени построения церкви: в ризнице, но из книг уцелели: а) Мечь Духовный Лазаря Барановича, печат. в Киеве 1666 года, б) Трубы Его же, печат в 1674 году и в) Минея за осенние месяцы, печат в Москве при Алексее Михайловиче в 1636 году. Саженях в 10 от колокольни лежит могильный камень из гранита с рельефной надписью: Лето 7133 Декемврiа в 7 день (цыфры церковныя) на память Амвросiя Медiоланского скончался раб Божий Стольник Иван Михайлович Засецкой.
К сему городищу отнести следует курган, находящийся в поле между селами: Семьянью и Хавками. Он, думать можно, сторожевой: но в отечественную войну 1812 год под ним похоронены тела пленных французов; от того средина сего кургана осела и имеет вид чаши. Ближе к засеке и селу Хавкам указывают урочище: Святыя или Золотыя Ворота. Название проезда сквозь засечныя укрепления святыми воротами произошло по всей вероятности от отношения села Хавок к Веневу Николаевскому Монастырю, которое было его отчиною и доселе сохранило название монастырских служб: житнаго двора, житнаго пруда и.т.п. Название же ворот Золотыми не имеет ли отношение к Орде сего имени? Стоит замечания, что на колоколе Хавской церкви, отстоящей от Венева в 5 верстах, надпись гласит, будто, оно принадлежало к Тульскому уезду и имело какую то зависимость от Дому Святейшаго Синода.
2., Городище Березовское полагают в 4 верстах от Венева по Епифанской ………………
…………../ страница про Березовское городище отсутствует /

3., Веневское городище находится в самом городе Веневе, под 54 град. Север. широты и 55 град. 45 мин. долготы, на углу, образуемом впадением речки Моржовки в Веневку, там, где ныне здание Присутственных мест и Соборная церковь. Осыпь, как названо внешнее укрепление острога, в ведомости к генеральному плану, в прежнее время вмещала земли заселенной 177 саженей, незаселенной 2 десятины 894 саж., неудобных мест 1 десятину 1630 саженей, что составит 4 десятины с лишком. Внутри осыпи в 1759 году существовал еще старинный острог или крепость из дубоваго леса с башнями и въезжими воротами, но в 1764 году оставалась малая часть онаго; хотя и можно было еще определить, что вся округа острога простиралась на 203 сажени, как доносила в то время Веневская Военная Концелярия Академии Наук. Остатки стариннаго острога сгорели в пожар 1(???) года, а признаки вновь устроеннаго в 1(?)78 году и при возведении каменных зданий разобраннаго, сгорели во время пожара 1834 года. По темным воспоминаниям местные старожилы передают будто к Веневу с западной стороны подступала Литва и долго держала город в осаде, опустошив посад и пригородныя слободы, но будто бы осажденные следуя чудесному внушению Мученицы Параскевы, сделали удачную вылазку и обратили неприятеля в бегство. По памяти этого события икона Мученицы стала предметом особаго Богомолья, а в последствии престольною иконою одного из приделов в крепостном Воскресенском Соборе. Впрочем, икона ныне чтимая не подлинник, с которым служилые люди пригородных слобод ходили под Казань, но копия с оставленнаго там подлинника. Предание дополняет, что, в замене подлинной иконы, с копиею Мученицы, взята точная копия с иконы Божией Матери Казанской, хранящейся в Казанской церкви, прежде бывшаго Богоявленскаго Монастыря. Все это однако же требует справок и поверки. Нам известно только, что служилые люди Веневских подгородных слобод погибли в битвах под Чигирином, Новым Богородицком и в Крымских походах, как жаловались внуки их царям Иоанну и Петру Алексеевичам (крепость о земле на столбце).
Город Венев является в летописях первый раз около 1483 года вместе с Тишиловым и Ростовцем, (что ныне села: Тешилово Ростовицы Каширскаго уезда,) а в другой – под 1494 годом, в договорах Московскаго Великаго князя сперва с Рязанским, а потом с Литовским, и обоих случаях он показывается включенным в состав городов Московских. Но едва ли не этот город существовал задолго прежде под именем Березуя или Берестия. Основание к такой догадке можно найти не в одних филологических, но частию и в исторических соображениях. На вопрос, почему Венев назван этим именем, обин брадатый археолог отвечал: по реке. Предки нащи, продолжил он, любили называть вновь строимые города по рекам, напр. Тулу назвали по Тулице, Пронск по Проне; Орел по Орлику и т. п. Ну, а река почему названа Веневкою, и в особенности почему село, отстоящее не менее 15 верст от ней, названо: Венев-Монастырь, — почти так же, как город, с переносом лишь ударения на первый слог? Собеседник мой призадумался. Чтобы поспешить ему на выручку, я сказал ему словами Шафарика: Славяне всего охотнее называли живыя урочища и особенно реки по лесам их окружавшим. У них известны реки: Брусница, Кленица, Липница, Ракитовка, Сосна, Волешница, Топольница, Рябинка, Березовка. Окрестности монастыря Святителя Николая с незапамятных времен могли получить название Вени (4). (4 — В граматах однакоже пишется: Обитель Св. Николая в Вении), Вениковой, Венецкой, Веневской, по качеству и роду дерев этой местности, а может быть по особенностям местнаго наречия; ибо венец, венок, веник любимыя орудия торжеств и национальных наслаждений у древле Славянских народов, одного корня с березой, которая, вероятно, называлась встарь Вена или Вень. После сего понятно, что город, состоящий из нескольких хижин, покрытых березовою корою или берестою и находящийся невдалеке от устья речки Березовки, впадающей в Веневку, мог иметь два названия. Рязанцы, доколе он находился под властию их княжества, называли его Березуем или Берестием, а иноки Венева Монастыря, содействовавшие падению уделов и расширению власти Московского князя, стоящим на их дачах город называли по своему: Веневом. Как бы там впрочем ни было: но укрепления этой местности весьма важны были в стратегическом отношении, и потопу Венев и Березуй не раз были включаемы в договоры на ряду с важнейшими городами. В Грамате Венева Монастыря 1624 года о дачах его пишется так: Вотчина Монастырская в Тульском уезде в стану Старом Городище, сельцо Бортники на реке на Осетре, сельцо Новоселки, да тех сел деревни: деревня Онишина, да в Верхуше пустошь Судакова, пустошь Картасенево, да сельцо Хавково, да деревня Сливково, Починок Семьяна, деревня Медвежья за рекою за Веневою, у Медвежья Кря, да в Нюховском стану: пустошь без жеребья, то была деревня Теплая.
В городе Веневе старинных зданий не уцелело: почти все дома и церкви построены вновь, и на других местах, после известной планировки городов, кроме разве домов, принадлежащих Духовному училищу и городовым присутственным местам и старой Николаевской церкви, которая, как свидетельствует надпись на камне, построена 1707 года.
Соборная церковь, судя по уцелевшему каменному надпрестольному столбу, находилась вне острога на осыпи, саженях в 20 от существующей ныне. Новая же в честь обновления храма с приделами Благовещения Пресвятыя Богородицы и Мученицы Параскевы начата перестройкою на месте каменной в 1814 году, а окончена и освящена в 1822 году. Внимания особеннаго заслуживает в этой церкви: а) икона Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова с описанием по полям его видений в лицах по высокой и древней живописи; б) крест с мощами серебряный вызолоченный, равноконечный в виде наперстнаго. Концы креста округлены и сверху приделано, овальное ушко с изображением Убруса. На задней стороне надпись: Мощи светяй земли гробу … и имена, чьи мощи. в) С северовосточной стороны в реке виден обвал в береге в роде рва: это, говорят был сход к воде из крепости. Старожилы припомянают даже дверь, долго сохранявшуюся под берегом.
К Соборной церкви приписана Приображенская, о построении которой нет достоверных сведений, но надглавные кресты с цепями и под коронами доказывают, что она существует не менее ста лет. В этой церкви есть такой же, как и в Соборной, крест с мощами, на котором, между прочим, надпись: Молится Моисей Смолеников.
Церковь Святителя и Чудотворца Николая с приделами во имя Апостола Матфея и Пророка Божия Илии основана лет сорок пять назад. Архитектура и отделка ее внутри под мрамор и громадная колокольня, к сожалению, не завершена шпицем, могла бы составить украшение любому Губернскому городу.
Сюда приписан упраздненный Монастырь, с двумя каменными церквами: холодною в честь Богоявления Господня и теплою в честь иконы Казанской Божией Матери. О времени основания и самом названии Монастыря памятей нет. Думают, что он был скитом Венева Монастыря, на том основании, что некоторыя иконы составляют, как бы, второй экземпляр того Монастыря; каменныя церкви и колокольня построены в 1764 году, как свидетельствуют надписи. Здесь замечательны древностью: а) образ резной Христа Спасителя в темнице, стоявший лет 80 назад в особой часовне, на конце города, б) походный крест с мощами и с витою рукоятью, серебряный и в) Минея за осенние месяцы печат. в 1666 году.
Церковь Введения во храм Пресвятые Богородицы с приделом в честь мучеников Флора и Лавра, Византийской архитектуры с росписанием внутри по стенам, довольно древняго устройства, хотя о времени построения ея и нет сведений. В ней предполагают устроить предел во имя мученицы Екатерины в новейшем вкусе.
Кладбищенския церкви: теплая во имя Иоанна Предтечи и холодная в честь первоверховных Апостолов Петра и Павла устроены в 1795 году. В них замечательны изображения Сивилл, весьма редкия по церквам в настоящее время.
Из окружающих Венев слобод замечательна в особенности Городенская, как по указанию своим названиям на прежде бывший здесь город, так и по ближнему озеру, уважаемому местными жителями по его целебным свойствам. Предание гласит, будто на месте озера когда то была церковь. Не здесь ли место Старо Рязанского Берестия, признаки коего с такою аккуратностью скрыла от любознательных давность времени.
4., Устенское городище отстоит от Венева верстах в 8 на Северозапад и находится между реками Веневкою, Сухим Осетриком и Осетром близ устьев двух первых речек, на открытой местности, отделявшей некогда Веневскую засеку от Каширской. Наружное очертание городища составляет правильный четвероугольник около 4000 квадратных сажен с двумя выходами: на юг и север. Оно укреплено было глубоким рвом и высоким валом, год от году теряющими свой вид от производимой запашки. Впрочем, углубление рва и осыпь не шире двух сажен. Среди валов с каждой стороны были устроены возвышенные платформы, на которых может поместиться три орудия, направленныя в разныя стороны; а по нужде и более. Платформы эти как бы вдвинуты во внутрь для продольной по оным стрельбы, в случае неприятельскаго нападения. Здесь и доныне находят металлическия принадлежности ратников и их вооружение: копья, мечи и т.п. Внутренняя площадь описанного четвероугольника в уклоне с окрестностями. Впереди окопа ближе к устью рек, откуда опасались нападений, вытянут вал, довольно сходный с находящимся близ Тулы, но меньшаго размера. В начале его близ Сухаго Осетрика насыпан сторожевой курган, очевидно, состоявший в сношениях с ближними подобными насыпями. Курганы в числе семи к востоку от вышеописаннаго имели другое происхождение и назначение. В одном из них разрытом, по поводу моего осмотра, оказалась земля совсем другаго качества, нежели какая составляет почву пахатнаго поля около. Здесь чистый чернозем, в котором изредка видны остатки березовой коры или бересты. Местные старожилы считают их могилами богатырей или витязей двенадцати братов. Двенадцать родников или ключей, вытекающих из под горы Свиридовскаго леса, поддерживают это суеверное предание. Предоставив тешиться подобными вымыслами жителям окрестных селений, мы не оставим без замечания, что народное стечение 24 июня к этим ключам, находящимся среди поля, икона Иоанна Предтечи в часовенке, которой подлинник хранящийся в Свиридовской церкви, составляет предмет особаго богомолья, название бывшей деревни в актах Предтечевым, и особенно набег Крымцев около этого времени на Вашанскую волость под командою Темеша в 1442 г., дают некоторые основания полагать, что недавний владелец окрестностей Темешев был потомок этого князька, сделавшагося вероятно защитником пограничной линии от последующих набегов своих собратий по приглашению Русских.
К системе Звойских окопов следует отнести: а) шанцы на правом покатом берегу Осетрика, близ впадения в него ключей; б) курган внутри леса на высокой Свиридовской горе над ключами и в) близ д. Залом. Курганы эти, судя по высоте мест, были сторожевые и их охранная или передовая стража имела притон в вышеозначенных шанцах и деревне Карауловке, отстоящей от Заломскаго кургана верстах в 3.
5., Звойския городушки, как называют их на месте, находятся по левую сторону Осетра, саженях в 100 от реки, от которой тянутся к Исаковскому лесу три вала, на разстоянии трех или более верст. Окопы эти устроены на среднем валу. Первый город имеет сходство с лодкою, с незначительными стратегическими кривизнами для удобства постановки орудий и действования из них. Внутри окопа сделан по валу уступ, где стоящий одною головою может быть выше насыпи. Вход внутрь от реки; он осыпан валом полуциркульном, но без рва. Далее сажен на сто по направлению тех же валов устроен городок квадратный углами по валу. За ним на таком же разстоянии третий окоп, сходный с первым, и четвертый сходный со вторым. В стороне от третьей насыпи, или укрепления насыпаны четыре кургана, о происхождении которых ничего не известно. Есть еще два кургана в тех же дачах близ топкаго колодезя: там находят человеческия кости. Окопы эти оканчиваются Грабонновскими воротами или прокопом сквозь валы. Можно полагать, что от этих ворот начиналась Каширская засека, остатки которой доселе видны в Исаковском остроге. Сказанныя ворота, в следствие заставных поборов, а может быть и грабежей, известны более под названием Грабороновских. Замечательно, что начальником этой линии укреплений был Стольник Авросимов, предок нынешних владельцев села Тулубьево, а равно и то, что фамилия Авросимовых имела наследственные отчины в селах Гранках и Куликовке по направлению к Крыму, откуда здесь вероятно был не последний путь для Крымских ордынцев. Один из Авросимовых Семен построил церковь на бывшей границе населенной местности в селе Гранках в конце XVII столетия, а другой, устроив крест с мощами, оставил его в благословение потомству. Он хранится теперь в Тулубьевской церкви, как будто, в отступление от воли перваго соорудителя. Вот его надпись: «Сего Февруария в к а день сей животворящий крест по обещанию строил Давыд Михайлов сын Авросимов в дом свой, в наследие чад своих, кто будет детей его и роду в предбудущие лета и быть ему в доме во веки неподвижно».
6., Городок Соколовский находится при впадении Соколовскаго оврага в Осетр между селами Щучье и Причалью. Он окопан рвом и защищен валом, на котором заметны выемки в роде окоп, обращенных на Осетр, думать можно, для орудий. Устройство его и происхождение одинаковы со Звойским. Неподалеку от сего городка выкапывают остатки каменной стены, по рассказам, какого-то города, а под городом указывают святой колодец. Здесь на Троицын день, несмотря на отдаленность от жилья бывают гулянья. На противоположной стороне реки среди Щучинского поля стоит сторожевой курган заметно, служивший притоном передовой рати Соколовского укрепления. Подобные курганы находятся еще на возвышениях против д. Причали и невдалеке от д. Рогатого: первый из них едва заметен от производимой на нем запашки, а два Рогатовских, хотя и запахиваются также, но сохранили довольно ясно свое возвышение. В Причальских дачах стоит осмотра овраг Железный и в нем среди леса на полугоре курган, по молве, с кладом. Около кургана видны неровности в роде обвалившихся и поросших травой землянок. Можно полагать что здесь был притон Сторожевой рати. Не лишним считаю заметить о Мшарах верхних и нижних, урочищах в Причали. Г. Тихонравов, изыскатель владимирских древностей думает видеть в подобном названии намек на мадьяров или венгров, будто бы доходивших до здешних мест, как мне кажется, мшарами называются болотные места, поросшие кустарником и мохом без всяких да намеков.
В лощине под д. Рогатым указывают четвероугольный городок, полуразрушенный водотечью. Это также для часовых, содержавших караул на ближних курганах./4/.
В селе Скородне при впадении р. Мордвеза в Осетр сохранилось предание о существовании какого-то монастыря, остатки коего видны в разбросанных по местам каменьев. Что это за монастырь, когда построен и уничтожен, никто не знает.
7., Толстовское городище находится на северо-востоке от Венева, по большой Зарайской дороге, в 24 верстах на левом, возвышенном берегу Осетра, в полуверсте от устья Полосни. Городок этот имеет вид неполного месяца отрезком на восток. С западной стороны около его ров сажени в две ширины и сажень 30 в протяжении; с восточной – трясина, а с южной Осетр. Подъезд и ворота были с северной стороны. По буту стены можно догадываться, что она была толщины до 2 аршин. Старожилы припоминают, что стена была складена из дикаго камня сажени в 4 вышины с окнами для пушек и железными воротами. Остатки этой стены лет 50 назад увезены на Курбатовскую мельницу. По преданиям, здесь жил крещеный татарский князек Курбат Бородавка, по имени которого названа деревня, а от фамилии произошло потомство дворян Бородавкиных. Князек этот в военное время затворялся с пожитками внутри городка. Отсюда молва о кладе. С южной стороны из-за Осетра подступала Литва и татары, но за разлитием рек Полосни и Осетра не могли одолеть сидевших в крепости. Видно впрочем, не всегда удавалось отсиживаться за стенами: человеческие кости, вырываемые в церковном погосте или точнее, на усадьбе церковного притча показывают, что здесь была когда-нибудь жаркая схватка нападавших с осажденными. Воеводам, говорится в одной летописи/продолжение летописи Никоновской,585/ бысть бой на Осетре и в том бою поймали царевича Шеламова и иных татар многих и царевич побежал со всеми татарами за Дон, а великого князя воеводы ходили за ним до Дону.
Верстах в 2-х от церкви против Курбатовской мельницы в церковных дачах указывают место прежде бывших лабазов, где происходили базары. Столетний говорун Трифон в детстве бегал туда с сверстниками искать блестящих безделушек: серег, колец, крестов и помнит некоторые приметы построек, бывших на базаре. Здесь некоторые думают найти старый город Осетр, но по мнению моему, он находился выше при соединении с рекою сего имени – Сухого Осетрика, как будет сказано в своем месте.
В церкви с. Толстых сохранились: потир и дискос деревянные, покрытые красною краской с искусными изображениями ликов, также медная звездища с протравкою разных фигур. Сосуды эти перенесены из старой церкви лет 120 назад, а церковь находилась ближе к Зарайску по большой дороге версты на две, где ныне урочище: Старое Толстовское городище.
У поселян здешнего прихода нередко можно находить медные кресты с углублениями внутрь самого необыкновенного устройства. У священника сохранился бердыш в полной оправе. Он насажен на древко, с ремнями, дырочки тупой стороны заделаны полосами железа, как будто для того, чтобы он неглубоко ранил врага и тем не препятствовал быстроте действий ратника.
8., Село Серебряные Пруды отстоит от Венева в 32 верстах, от Михайлова и Зарайска верстах в 30 и находится при устьях Аксени и Солоницы, впадающих в Осетр. По положению селения на низменном месте, заливаемом во время полой воды, ни каких признаков укреплений не сохранилось. По местным рассказам, около владельческаго дома и Троицкой церкви был деревянный острог, называвшийся городом. Впрочем и ныне жители слобод, отдаленных от этой церкви, называют эту местность городом, а церковь Николая Чудотворца называют Монастырем, напр. иду в город, был у обедни в Монастыре. Что за основание подобным названиям никто не знает. С алтаря, говорят летописи (6), (6 – Арцыб. Том. III. Кн. V. Прим. 881 – 890.) Григорью Пушкину да Сергею Ададурову со всемя ратными людьми велено идти под Серебреные Пруды, а Серебреных Прудах сидели воровские люди; а под Серебреными Прудами стояли воеводы князь Ондрей Васильевич Хилков, да Богдан Матвеев, сын Глебов, а с ними ратные люди и Коширяне и Туляне, и Ярославцы и Угличане, и с низовых городов… К Прудам и острогу приступали ратные люди с щитами день до полуночи, и из Прудов много ратных людей переранили, а иных побили, а воровские люди видя свою погибель, что им не отсидеться, сдалися и в острог пустили царя Васильевых людей и крест целовали царю Василью.
В нынешнее время это село принадлежит графу Шереметьеву, а в род Шереметьевых перешло по женской линии от князей Черкасских, имена которых внесены в церковный Синодик для вечнаго поминовения. Здесь со времен незапамятных по Воскресным дням бывают еженедельно базары.
9., Городок Почежский находится в трех верстах от Серебреных Прудов, вниз по теченью реки Осетра, при устье реки Почеги, на Михайловской стороне. Он окопан рвом и осыпан валом и имеет вид круглый; крепкою стороной обращен на запад. По находимым здесь металлическим вещам домашняго обихода, обломкам разбросанного кирпича и другим очевидным предметам думают, что здесь не слишком давно был город. В крепости на землю, купленную владельцем села Зачесловки означено, что она принадлежала Почежской Ямской слободе. Почежский лес, за который крымские наездники прогнаты Зарайским воеводою Хворостинным 21 мая 1570 года, можно полагать на край реки Почеги.
Вот все городища, известные нам по линии Брянско – Муромских укреплений, которыя, по достоверным сведениям здесь переходят в Михайловский уезд и в нем продолжаются опушками лесов и левым, возвышенном берегом Прони; но обратимся к древностям внутри линии и в своем же уезде.
1., Бабий Городок находится верстах в 4 от Серебреных Прудов среди большой дороги в Зарайск. Валы его около дороги уцелели. Он незначительнаго размера и был, кажется, временным станом царских войск в 1607 году до начала битвы с воровскими людьми. «На завтрее, говорится в Летописи (7), (7 — прим. К Истор. Гос. Росс. Карамзина * 16) сдачи пришли многие воровские люди с Украины на выручку Серебряным Прудам, а с теми воровскими людьми князь Иван Мосальский, да иноземец Литвин Иван Сгаровской и царя Васильевым воеводам князю Андрею и Григорью с товарищи и всем ратным людям с воровскими людьми был бой от Серебреных Прудов версты за 4, и воровских многих людей погибли: и языки многие поймали, и воровских воевод князя Ивана Мосальского, Ивана Сторовского взяли». Здесь и около по полям вытаскивают шпаги, старинные самоналы и другое оружие.
10., Село Беззубово верстах в 40 от Венева к Зарайску памятно по битве князя Палецкого с Сафа-Гиреем в 1533 году. Обстоятельства сего дела по указанию Летописца (8) (8 – Современ. II, **), таковы: «И приеде князь Дмитрей Щереда к Николе Заразскому (в Зарайск) и на Осетр, и приеде к нему весть, что люди Крымские оттуда верст с 10 в Беззубове, поместье Ларивонова: и ту на них приеде князь Дмитрей и потопта их, и многих избиша, а иных живых поймаша и к Великому князю отослаша.»
По полям около Беззубова нередко были находимы металлическия принадлежности ратнаго ополчения. Где то вблизи села Клемова доселе сохранились два городка, ускользнувшие от осмотра и несколько курганов.
В одной из ближайший церквей: Малынской или Эсиповской сохранилась весьма древняя икона, перед которой, по преданию, Преподобный Сергий, в проезд по тем местам к Олегу Рязанскому, служил молебен.
При Эсиповской церкви уцелел фамильный склеп дворян Фустовых с памятниками на которых, давность насечки и титла препятствуют прочесть надписи. По уверению некоторых здесь погребены какие то иноземные цари.
3., Ореховское Городище находится верстах в 20 от Венева, близ селений: Баршева, Петрова и Орехова, на левом, высоком берегу реки Мордвеза, покрытом густым лесом. Наружнаго очертания его видеть нельзя и только местами уцелели осыпавшиеся рвы и поросшие травою насыпи. Говорят, будто, под тот городок есть ход и погреб с богатым кладом, но разрытия показали, что здесь были какия нибудь постройки, потому что вырывали белый тесаный камень. По уверению же окрестных поселян здесь был разбойничий притон. Оно и походит на правду, особенно если название деревни и пустоши, смежной с городком, Сальковой неслучайно. «Москве, говорится в одной летописи времени Шуйскаго (9) ( 9 – Летоп. о многих мятеж. 1788.), великое утеснение бысть от Табор, т. е. Тушинскаго стана….да тут же собрался Хотунской (10) (Хотунь село Московской губернии, в 20 верстах от Устья Лопасни, впадающей в Оку, прежней бывшей графини Орловой-Чесменской) мужик, именем Сальков, и с ним собрались многие Русские воры. От него же наипаче утеснение великое бысть. С запасом же (в Москву) прихожаху одной Коломенской дороге, и тое отняша».
4., Кухтинское городище находится в 18 верстах от Венева, по большой Каширской дороге, на полугоре леваго берега речки Алитовки. Оно занимает не более четвертой доли десятины и своим возвышением походит на квадратную насыпную платформу тщательно выровненную.
По рассказам Кухтинских старожилов на городке когда то была церковь: святой колодезь, находившийся саженях в 50 выше по оврагу отчасти подтверждает их слова.
Верстах в двух от этого места находятся: погост села Алитова и Курганцы. В селе Аксиньине уцелел насыпной вал, на котором как и на Звойском в недавнее время были насыпные квадраты.
5., Махринское городище находится верстах в 14 от Венева на треугольнике образуемом впадением реки Веркуши в Осетр, невдалеке от д. Долбиловки. Возвышенный берег со стороны Веркуши был, заметно, защищен деревянным тесом, от котораго параллельно саженях в пятидесяти вытянуты полукругом три вала. Внутренний вал сверх того был окопан глубоким рвом. На нем уцелели березы, по слоям которых можно судить о времени насыпи, она устроена никак не позже 250 лет. Вход внутрь городка по крутому берегу Веркуши. Внутренняя площадь городища распахивается, как и все места окрестныя, кроме валов, состоящих из щебенчетаго суглинка. При паханье находят бляхи с дырочками и кузнечную изгарь: не в связи ли это с названием Долбиловки?
По местным рассказам, здесь со времени царя Иоанна Грозного здесь жил разбойник Кудеяр панком и был в тесной связи с соседкой своей Русской Амазонкой, богатыршей и колдуньей Ариной. Поселившись от царской опалы, как злодей, среди пустынных лесов, он не умел сохранить и любви своей соседки, почему и вынужден был от ея мстительности скрываться в мрачных подземельях Махринского городка. На сколько в этом сказании правды, определить трудно: но известно, что Кудеяр был Астраханским послом к Московскому Великому князю Василью Ивановичу, отцу Грознаго, в 1555 году: не он ли это?
Кудеяр имел свою церковь и войско и на ближних окопах содержал пикеты. Прожив несколько лет в этой глуши независимом панком, он бежал на Кавказ так поспешно, что не успел захватить и награбленных сокровищ. В записной крепи, или понятнее, в записке его, написанной брату его, на Звойский городок с Кавказа, значится: «В нижних подземельных подвалах – ты знаешь, любезный брат, мои подвалы и кругом городка, ход и комнату, где я скрывался от богатырши Арины три года. Там вся моя церковная утварь сохраняется, возьми ее. И где была моя мастерская, там сохраняется и золото, и серебро, и где была моя кухня, и тут золото и серебро в котлах. Во вторых воротах, что вверху городка, закопан камень с сечею (11). (11 – Точной жернов, сказал разсказчик на мой вопрос с прикрепленным для вещания камни железным болтом). Отступив в город пять аршин, закопан котел с деньгами.
По указанию этой крепи, представленной рядовым Чурсиновым, городок этот в недавнее время разрывали. У ближних ворот, что против святаго колодезя, дорылись до сводов, засыпанных мелким щебнем, между котораго попадались птичьи перья, кости, ножи и другия домашния принадлежности. В верхних воротах отрыли камень с сечею, согласно записке. Последущия работы и открытия неизвестны.
На другой стороне Веркунии в полуверсте от сего городка, на низменной равнине видно квадратное возвышение в виде Кухтинскаго городка. Это Аринино городище, по которому ближняя мель на Осетре названа Арининым бродом.
Верстах в двух от Махринскаго городища близ д. Андреевки на отлогой полугоре, и частию среди рощи разбросано до 12 курганов с человеческими костями. На памяти старожилов один крестьянин выпахал в одном из них скелет чернаго человека необыкновенно тяжеловесный и по страху такой несообразности веса зарыл немедленно находку на прежнем месте. Крестьянин этот жив, а цел ли его черный человек, не известно. Думать можно, что это был какой нибудь металлический доспех – в роде лат. По ведомости к генеральному плану около этих мест показана пустошь: Родительская, думать надобно, так названа в память родителей, похороненных в курганах. Здесь же пролегает полевая дорога, ныне совсем неважная, но доселе удержавшая название Растовки: не вела ли она в Ростовский Убережный Стан, где ныне Растовицы, село Каширскаго уезда, из Тулы, как и Муравка в Тулу, а направление обеих дорог из Крыма.
6., Городок Гурьевский находится верстах в 9 от Венева, на правом берегу Осетра против д. Гурьева или Пилюгина. Очертание его, подобно Махринскому, углом к реке, но втораго и третьяго вала не заметно. На этом месте лет 80 назад стояла деревянная церковь во имя Архистратига Михаила, переведенная в Карпово, а лет 150 назад невдалеке от Михайловской стояла другая в честь Иоанна Богослова. Место третьей церкви гробовой или Кладбищенской указывают ближе к Осетру. Судя по рассказам туземцев, здесь был какой нибудь город. Положение местности между рекою Осетром невдалеке от впадения него Осетрика, и на прямом тракте от Дедославля [Дедилова] к Колтеску, что ныне Колтово в Каширском уезде, гдепроходил Святослав, дает повод думать, что здесь, а не в селе Толстых, был город Осетр и найденная на городке монета с чеканом Михаила Федоровича.
Любители старины многаго могут надеяться от местнаго владельца, который, по многостороннему своему образованию и близости этого важнаго памятника древности, вероятно, не упустят случая вскоре определить его значение.
Верстах в 10 от городища к Тульской границе близ д. Горшкова был некогда Пятницкий погост. По преданиям, однажды татарские наездники, прорвавшись за сторожевую цепь ближней засеки, зажгли ближния селения. Бросив свои пожитки, несчастные туземцы кинулись спасать церковное имущество от хищников, и для сего церковныю утварь и колокола, втоптали в ближнюю трясину, известную до ныне своими целебными свойствами: но беглецы эти легли где нибудь костьми, потому, что молва доселе уверяет о целости той похоронки. В недавнее время два пастуха вырыли здесь, металлический бочонок, как полагали они, с деньгами: но воспользоваться кладом им не пришлось.
В приходской церкви села Глебкова сохранился оловянный ковчег, а у священника старинная книга, которой заглавие с виньэтами и следующего содержания: Ключ разумения, священникам законным и свецким належачьем; от недостойнаго иеромонаха… Голятовскаго тином року 1659 Генваря свету поданный. Вторая часть книги имеет другое оглавление Казаня, приданныя до книги ключ разумения названной. Прибавление носят название: «Наука албо способ сложеня Казаня».
В первой части вдоль поля 93 страницы опытною рукою написано: «Року 1670 месяца Мая 14 дня место Борисов згорело и отец протопопа погорел сам, ея достали, а дочка Олина на отдании и сын, тилко двое мал, и иных душ немало погорело».
Городище Коломенское находилось верстах в 3 от Венева и полуверсте от д. Коломенской среди большой Каширской дороги. Оно имело вид квадратной насыпи с уступами со всех сторон в виде крылец. При разработке дорог в 1820 году оно срыто до основания и следов его теперь не видно. Оно было с связи с Звойскими окопами, по уверению стариков. Здесь и около находят много оружия и других боевых принадлежностей: удила и стремена доселе целы у одной старухи.
Городища и урочища, наиболее замечательныя, вне линии укреплений:
Дикое поле с окрестными местами, начинаясь от реки Шата в виде рукава входит в Веневский уезд, быв тщательно ограждено Брянско Муромскою линиею, и потом городищами: Аннинским, и Гремячевским и непроходимыми топями Ивана Озера. Эта местность степная, безлесная и маловодная, составляла, как видно, любимый приют, Татарских наездников, имевших главный притон в Лихих Артебах и Грибовском городке. Здесь не найдете вы, ни насыпей, ни старых церквей, и даже примет стараго поселения. Урочище близ села Юдина: Сорочий Куст с преданиями о зарытом кладе можно указать только как признак пути, пролегавшаго здесь изстари, где имел удобство разбойничать пройди свет Сорока. Просвященныя хозяева владельцы сел Симакова, Ясенка и Белколодезя не оставили на своих полях ни одной борозды невспаханной, но только Г. Похвисневу посчасливилось отрыть старинный колокол, о котором публика в свое время была извещена периодическими изданиями. Пустоши: Маркова, из которой взяли начало реки Проня Марковна и Брежнева с Поветкинскою, особенно сии последния наречием своим поселенцов, показывают, что они составляют часть дикаго поля со времен незапамятных, или по крайней мере с Батыева нашествия.
2., Иван-Озеро находится на границе Веневскаго уезда с Епифанским, от Тулы в ** верстах, от Венева в 35, от Епифани в 2*, от Богородицка в 35. Положение свое имеет между гор в болотистом месте. Длина самого озера сажен 60, самая ж большая глубина две сажени с половиною. Но как из него вытекают по противоположному направлению две реки Шат иДон, то можно думать, что оно соединено с подземным бассейном, предполагаемым под Урусовскими провалами (12). (12. – Провалы эти находятся на дне котлообразной местности, занимающей возле села Урусова не менее ста квадратных верст. Их насчитывают до 20 около селений: Талызина, Урусова, Холтобина и Подосинок. На всем этом пространстве нет ни рек ни родников ни озер: одни рытые колодези с водою неприятнаго вкуса и наборные пруды. В селе Урусве в недавнее время вырытый колодезь на глубине 18 сажен пустил из камня струю воды на 5 аршин вверх, которая стоит доселе в одинаковом уровне. Дождевая вода и тающий снег стекат в провалы. Образование котловин следует приписать действию волкана – судя по множеству слитков колчедана, находимых в полях. Замечательно, что на внешней покатости этой котловины или стоят озера, слывущия бездонными: Шишловския, Акульшинское и Озерниковское [Воротило], или бьют фонтанами ключи, как напр. в Араповке, Гремячеве, Осанове, Власове, Княжем, Ясенке и Белколодезе). Не первый Петр обратил внимание на выгодное соединение рек посредством озера. Еще Святослав около 1111 года, узнав что Упа посредством топей Ивано-Озерских соединена с Доном, перетащил свою флотилию в Дон и, спустившись вниз сразился с Каганом (13). (13. Русск. Истор. Сборн. Том. 1. стр.5). Впрочем насыпи по берегам Шата и Дона и разбросанные местами камни старых шлюз надолго пребудут памятниками заботливости Петра о благе России для окрестных жителей. По завоевании Азова, когда великия намерения сего Монарха клонились к владычеству на Черном, искони Русском, море и привлечению Леванской торговли в порты моря Азовскаго, предпринял он намерения устроить шлюзы по сим рекам. В 1697 году приступлено было к сооружению шлюз из тесанного камня для подъема воды, озеро было расчищено, как и самый фарватер рек, болотистые берега их укреплены в виде продолговатых валов дамбами верст на сто в протяжении. Известно, что работники к сему были употреблены из ближайших уездов по наряду, а в последствии были присылаемы пленные Шведы. Работы производились под главным надзором князя Матвея Петровича Гагарина. Всех шлюзов по дону устроено 70, а по Шату 14, из которых последний доселе под этим названием известен в Туле, близ Сретенской церкви.
Село Иван-Озеро, думать надобно, существовало еще до введения Христианской веры в этих местах, потому, что тамошняя церковь построена в честь Иоанна Крестителя, память котораго 24 июня называется языческим именем Купалы в околотке. Сторожевая рать Городенскаго и засечных укреплений по всей вероятности имела временные станы на речке Сторожевой и разведывала отсюда, не угрожает ли какая опасность из за болотных топей Иван-Озера. Названия двух селений и речки Сторожевыми и Семеновскаго селом Нюховкой дают повод к такой догадке.
3., Гремячево, бывший Гремячев, старорязанский город, находился в 30 верстах от Венева на юговосток и своими слободами разселен по обеим берегам реки Прони. Приметами старого города осталось городское укрепление, едва видимое по валу, там где Проня своею излучиной образует высокий полуостров, занятый ныне хлебнозапасным магазином Сельскаго Общества. Этот вал простирался на 145 сажен в длину и 44 сажени поперек. Внутри его находилась деревянная Соборная церковь во имя Архистратига Михаила и две горницы государственнаго строения: одна для воеводы, а другая для канцелярии. Дома церковнаго причта посадских людей занимали землю, где впоследствии поселена Новоприборная Слобода. Под поселением города было 2244 квадратных сажений, прочая около 4 десятин под сенокосами и неудобными местами. При разрытии бута под магазин находили гнилое дерево, человеческия кости и уголь во множестве. Есть воспоминание, что деревянный острог города и все находящиеся в нем по близости здания сгорели во время пожара. (14). (14. – Для развлечения цитируем на память донесение Гремячевскаго воеводы о пожаре, веруя его подлинности, как святости Корана. «Сего Мая, 20 числа, писал он на память мученика Фалалея волею Божиею от разорения по содержанию Феклы Радионовой половина города выгорела до тла и с пожитками, а из остальной половины ползут тараканы в поле; видно, что быть и на эту половину гневу Божию и долголь, коротко ли, и той половине города гореть, что и от старых людей примечено. Того ради не благоугодно будет Правительству повелеть градожителям пожитки свои выбрать, и оставшуюся половину города зажечь, дабы не загорелся бы город невовремя и все пожитки бы не сгорели. Ответ на донесение воеводы: Половина города сгорела: велеть обывателям строиться, и впредь тебе, воевода, не врать и другой половины не зажигать, тараканам и старым бабкам не верить, а дожидаться воли Божией.
Гремячевское укрепление принадлежало, заметно, к линии Старо-Рязанских укреплений по Прони и занимало высшую точку дуги ими описываемой; ибо городки Епифанского уезда: Михайловский, в верховье Таболы, Судаковский и Устенский с точностью обозначают принятое направление тою линиею, и название леваго берега Таболы Ногайскою стороною не оставляет места сомнению; и потому основание Гремячева современно при Пронским городам: Ижеславцу (15) (15. – где ныне Жеславль, казенное село Михайловскаго уезда. Там и доселе, на левом берегу Прони уцелело городище) и Пронску. Стрельцы Гремячевские известны с 1615 года. Мы видим их, то в защите своего города от нападения Татар, то в походах с Царским войском. Они были и на съезде с послами под Смоленском, и потом в походе под Дорогобуш, Калугу и Смоленск с Пожарским. В 1625 году Гремячев долго держали в осаде Крымские Татары. Воевода Москов едва отсиделся в остроге и, по ограниченному числу войска, не мог помогать слободам. Он только успел уведомить Михайловского воеводу Волконского, который нагнав хищников при устье меньшой Таболы, около Хаванщины, в Епифанском уезде, разбил их на голову и отнятый полон и стада возвратил гремячевцем (16). (16. – Исторические сведения и выписки из окладной книги Рязанской Метрополии заимствованы из рукописи Сахарова). Здешние старожлы о подобных погромах рассказывают по своему. Были, де, в старые времена загонщики, народ чужой, ненашенской, разорители нашего города и наших дедов. Много от них было зла Святой Руси и еще более народу православному. Кого, бывало, не убьют, в полон возьмут, чего увезть нельзя, огнем сожгут. Вот одна из наших баб, как воротилась домой, дедам нашим разсказывала. Была я на реке с бельем в те поры, как налетели загонщики на наш город. Не успела опомниться, как злодеи увезли с собой. Долго мучалась у поганцев тех, врозь от милых мне отца, матери, дорогой семьи, роду, племени. И не чаяла быть на родине: но вот дома я! Слава Господу.
Гремячев имел изстари в своих пяти слободах по церкви. В окладной книге Рязанской Метрополии 1677 года о тех церквах и причтах показано:
Церковь Богоявления Господня [что в слободе Беломестной]. У тое церкви двор попа Козьмы, да церковной земли двадцать четвертей в поле, а в дву потому ж, асенных покосов у тое церкви нет. И по сказке тое церкви попа Козьмы за рукою, по новому окладу доведется с тое церкви дани: рубль двадцать два алтына.
Церковь преподобнаго отца Сергия Чудотворца [в слободе Пушкарской]. У тое церкви двор попа Иосифа, двор дьячьков, а церковной земли и сенных покосов нет. И по сказке тое церкви и т. д. дани: одиннадцать алтын пять денег.
Церковь Живоначальныя Троицы [в Новоприборной]. У тое церкви двор попа Никиты, а церковной земли и сенных покосов нет и т. д. дани двенадцать алтын пять денег.
Церковь Живоначальныя Троицы [в Стрелецкой]. У тое церкви двор попа Саввы, двор дьячков, а церковной земли и сенных покосов нет и т. д. дани 24 алтына три деньги.
Церковь Николая Чудотворца в Гремячеве [в слободе Стапроказачьей]. У тое церкви двор попа Иродиона, двор попа силы, двор дьячьков, да церковной земли сорок четвертей в поле, а в дву потому ж, сенных покосов нет и т. д. два рубля, 20 алтын, 2 деньги.
Особеннаго внимания и осмотра в этом селении заслуживает: а)Часовня между слободами Староказачьею и Новоприборною, в которой сохраняется много древних икон; б) подземный ход на правом берегу Прони, в Пушкарских дачах, случайно открытый пахавшим крестьянином, и в) сторожевой курган на прогоне, в 2 верстах от Беломестной слободы.
3., Лихие или Страховитые Артеба находятся между селами Гремячевым и Осановым на побочине дороги. Около артебов виден вал сажен в сорок протяжения, а внутри окопа камень саженей в шесть с надписью, которую от времени и обросшаго моха разобрать нельзя. Под этим камнем зарыты сокровища на тысячу лет, на погибель тысячи голов, говорили мне тамошние старожилы с комическим выражением уверенности. В одном котле, по словам их, накладено залота, в другом серебро, а в третьем камни самоцветные. Красно золото горит ясным солнышком, чисто серебро кипит ключевой водой, а самоцветные каменья блестят краше весенняго дня. Этот клад заперли люди недобрые, дверями железными, замками тяжелыми, а ключи бросили в Океан-море. Много было охотников до чужаго добра, много голов положено в Лихих Артебах, а до заветной головы все не досчитываются. Нашим дедам, говорил один, было раздолье. Бывало придет к кому горе, беда: на гумне ни снопа, в сеннике не клока, на дворе по траве хоть шаром покатись: куда деваться? Ступай в Артеба, как в свой карман. За то старики известны были и на отдачу. Один лишь жидо*ир вздумал покарыстоваться даровыми рублевиками, да не нажитое трудом впрок не идет. Взял, и не отдал. Кончилось тем, что рубли обратились в черепки, семья вся извелась, а старик наложил на себя руки. Люди грамотные прочли, вишь, в черных книгах, что надобно сорвать цвет папоротника на заре Иванова дня, достать разрыв-траву, да черного петуха, потом …. довольно, довольно, прервал я, не было ли недавних случаев разрытия этих артебов? Пытались, барин, да все без толку. Один из наших долго рылся в ямах и напал даже на деревянный накат, из под катораго был слышен необыкновенный шум: но не зачурал, испугался и убежал другой, знает, Алешку Веретено, вырыл глиняный кувшин с старинными рублями, со всем не похожия на наши кувшины, а поверх земли и до сих пор девки находят серебряные колечки. Дело видимое, что тут было становище. Татар, иль других каких нехристей, заключил разсказчик. По близости от артебов, в селе Осанове ведает в Проню речка Колычевка, на берегу которой лежат с незапамятных времен обтесанные камни. Говорили, будто они приготовлены были для Ивано-озерских слюз: но для перевозки за 30 верст мало сотни лошадей и тысячи человек народа.
5., Аннино городище находится в 27 верстах от Венева, при речке Вязовке, на конце села сего имени, в полуверсте от церкви. Вид оно имеет круглый, кругом осыпано валом и обрыто рвом, и вообще более походит на срезанный курган, чем на прочия городища здешних мест. Окружность городка по валу не превышает 55 сажен. На памяти старожилов он был покрыт березовым кустарником, из под котораго видны были пни срубленных дерев. Предание гласит, будто, здесь жил крещенный Татарский князек и имел церковь. А хотя Аннино по ведомости к генеральному плану и показано принадлежащим Зенбулатову: но, следуя системе Ходаковского о происхождении и назначении городищ древле Славянских, и судя по тесноте площади, Аннино городище едва ли не должно почитать памятником язычества Вятичей, прежних обитателей этой местности. И если Татарский князек по стратегическим соображением воспользовался этим городком и построил на нем церковь, то предположение наше не теряет от сего своего значения. У Нестора в летописи еще под 989 годом сказано: Повеле [Володимер] рубити церкви, и поставляти по тем местам, идеже стояху кумиры…..Перун и прочие, идеже требу творяху князь и людие. На другой стороне Вязовки по полю выпахивают человеческия кости, а в курганах под лесом необыкновеннаго размера, по полям находят военные доспехи и оружие.
Верстах в трех от Аннина есть село Мочилы, с двумя церквами каменная, как образец новейшаго вкуса, а деревянная, по многих старинным иконам и древнем церковным принадлежностям, стоит тчательнаго осмотра и описания. Близ приходской деревни Куньих Выселок указывают два кургана с сокровищами разбойника Кудеяра. Село Мочилы не следует смешивать с Мочильским городищем, что на Проне, хотя оба те села одних владельцев Гг. Волковых.
6., Грибовский городок находится верстах в 12 от Венева, на конце села Грибовки. Он занимает площадь не более ¼ десятины и походит на курган. Насыпь еще цела, хотя и уменьшается от запашки. При паханье находят бердыши, копья и картечь. Местные старожилы считают городок Татарскою насыпью и, так сказать, главным притоном их отряда. На ближних полях находят домашния принадлежности: ножи, топоры и т.п. в виде больших ям или артебов думают видеть их землянки. На ближнем поле села Гатей, называемом Бык, выпаханы два ручных жернова.
Верстах в 6 от сего городка находится село Поветкино, населенное, как заметно по выговору, Костромскими уроженцами. При церкви того села, около напрестольного столба, погребена Марья Даниловна Меньшикова, супруга графа Дивиера и сестра Алесандра Даниловича, любимца Петра Великаго. На старом погосте того села уцелел вяз, который своей толщиной свидетельствует, что здесь был поселок лет 300 назад.
7., Белгородище, или сельцо Белгороды находится от Венева в 16 верстах, на левом высоком берегу реки Полосни, в одной версте от впадения в нее речки Свинки (17). (17 – Не здесь ли был Свинск, старорязанский город). Примет городища в самом селении решительно нет и, кроме названия ничто не доказывает о существовании здесь за 500 лет разореннаго города. Но если нет окопов или разрушившихся зданий, то недвусмысленныя названия заставят призадуматься. Не далее версты ниже по Полосне указывают среди кустов Старое городище или Кулигу, и на нем огромный камень, под которым народная молва подозревает клад. Видимые здесь по ночам призраки – порождение суевернаго страха поселян, отчасти же самое название Кулиги дают разуметь, что это место, некогда населенное, оставлено, в следствие несчастных событий, в запустении. Рассказы о жаркой битве на полях Подхоженских, подтверждаемые шестью, почти, впрочем изчезнувшими, курганами, — битве перенесенной на подоль леваго берега Полосни в полуверсте от Белгородья имеют очень близкое отношение к судьбе Рязанскаго Белграда. Верстах в 4 от Белгородья по направлению к Рязани извивается дугой водотечь Погибилка, замечательная неудобством переправы и созвучием с словами Летописцев. Но разскажем известные нам два случая о Белграде.
Рязанцы, думая сделать удобное Владимирскому В. К. Всеволоду Геогиевичу, захватили своих князей и отослали во Владимир. Великий князь Владимирский, удержав прочих, послал одного на престол Рязани, именно Ярослава когда Рязанцы уморив людей лрисланнаго князя, уговорились предать Ярослава Глебу и Изяславу Владимировичам, то Всеволод двинулся с детьми к Рязани, а потом к Белграду в 1208 году и принудив горожан вытти из жилищ с пожитками, сжег тот и другой город (18). (18 – Повествование о России Арциб. Т. I. Стр. 137 и 139). Вот происхождение стораго городища или Кулиги!
Лет через тридцать Битьи с полумиллионом степных варваров появился на границах Рязанских. Пока он требовал с князей десятины, летучие его отряды конечно искали удачнейшей переправы через Проню. Быв, вероятно, отраженны от крепостей Пронска и Ижеславца, они обратились к верховью реки, где за мелководьем переправа могла быть удобнее. Но по сохранившимся воспоминаниям здесь встретила его храбрая дружина Белгородцев. Битьи [Батый] силы своея много побьено и разгневался зело, и нача землю Рязанскую воевати, и повелел бити и жещи и сещи без милости и град Пронск и Белград и Ижеславец разоря до основания и вся люди без милости изсекоша – говорится в сказании о нашествии Батыя (19). (19 – Летописное сказан. о написан. Бат. Сказ. Русск. Народ. Т. III. Сахар.). При нынешнем общем одушевлении против врагов креста Христова не к месту привести рассказ Языкова о смерти героя Коловрата и его дружины в пределах Рязанских при нашествии Батыя.
Вдруг…что то там за топот в ночной тишине На битву, на битву взывают татары. Откуда ж свершитель отчаянной кары? Не все ли погибло в крови и огне? Отчизна, отчизна! Под латами чести Есть сильное чувство, живое, одно…. Поль Мертваго руку подъемлет оно С последним ударом решительной мести. Не синее море кипит и шумит, Почуя внезапный набег урагана:, Шумят и волнуются спутники Хана; Оружие блещет, труба дребезжит, Толпы за толпами, как туча густыя, Дружину отважных стесняют кругом: Сто копий сражаются с Русским копьем. И пало геройство под силой Батыя Редеет начнаго тумана покров, Утихла долина убийства и славы Кто сей на долине убийства и славы Лежит окруженный телами врагов? Уста уж не кличут безтрепетных братий, Ужь кровь запеклась в отверствиях лат, И длань еще держит кровавый булат. Сей падший воитель свободы – Евстафий!
Гедеонов.

==+==+==+==+==+==+==

Добавить комментарий



Яндекс.Метрика